#МНЕНИЕ

Буддийские практики русского человека

«Нет пути ведущего к счастью – счастье это путь» Будда
В свое время, когда я заинтересовался буддизмом (как это случилось - отдельная история), меня поразил один факт. То что мы предлагаем сегодня на всех тренингах и семинарах, уже было известно человечеству более двух с половиной тысяч лет назад. В тропе просветления - той дороге, что ведет к совершенству, Буддой были рассмотрены восемь ступеней, первые четыре из которых – это ступень правильного понимания, ступень правильного целеполагания, ступень правильного речеизъяснения и ступень правильного поведения. Согласитесь, изменить немного архаичный слог и вот вам набор тех тренингов, приглашениями на которые нас засыпают все, кому не лень.
Правда возникает один простой вопрос – а почему до сих пор эти многовековые знания не дошли до людей и не стали правилами, которые если и не приведут к совершенству в буддийской трактовке, то по крайней мере, значительно облегчат жизнь. Просто для того, чтобы получить какой - либо навык, а как вы понимаете разговор идет не о знании, а именно о навыке, необходимо приложить определенные усилия.
И вот тут и вступает в действие принцип минимизации мыслительных энергозатрат или принцип мыслительных стереотипов. Говоря просто, это значит, если можно что–то не делать, то это делать и не надо. Мой личный опыт проведения семинаров, например, по эффективным коммуникациям, показывает, что тема интересна всем, но постараться применить эти знания на практике решаются только единицы. Это и есть принцип минимизации мыслительных энергозатрат.
Когда проводишь тренинг, слушателям безусловно сложнее уклониться от наработки навыков, ведь в этом и есть суть любого тренинга, но и в этом случае результат далеко не стопроцентный. Причем, причины уклонения могут быть взаимно исключающие. Одни не согласны с тренером, поэтому не считают нужным следовать его рекомендациям, другие согласны и считают, что они все это и так знают, и тоже не считают нужным следовать рекомендациям.
Такое длинное вступление нужно для того, чтобы объяснить зачем мы это все здесь пишем. Мне показалось интересным применить тысячелетние буддийские практики к решению проблем современного человека. При этом я не ставлю задачу навязать что-то кому-либо. Я просто хочу поделиться своими взглядами и приемами, которые лично мне помогают делать свою жизнь более комфортной.
Если это реально вам поможет, я буду искренне рад, если вам это не интересно, то это ваше право. И пусть вас не смущает мозаичность подачи материалов, именно в такой форме нам наиболее удобно воспринимать то с чем мы согласны, и отбрасывать то, что не вписывается в нашу модель мира.
Принимая средство за цель, люди разочаровываются в себе и других, и в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит, или выходит обратное тому, к чему они стремились.
И. Гете
Другая сторона целеполагания.
Наши проблемы с достижением цели заключаются, как правило, в том, что мы привычно фокусируемся на целом, а не просто на следующем шаге.
Представите себе, что вы узнали от врача, что у вас, в настоящий момент имеется некая бактериальная инфекция, с которой вы обречены жить всю оставшуюся жизнь. И если вы не будете ежедневно, дважды в день, проводить химическую обработку эта инфекция разрушит часть вашей пищеварительной системы.
Эта инфекция безусловно не смертельная, но, все же когда вы это все себе представите, вряд ли это вызовет у вас радость, а скорее всего несомненно насколько осложниться вашу дальнейшую жизнь.

Однако, в данном случае разговор идет всего лишь об обычном процессе чистки наших зубов. Все дело в том, что мы не рассматриваем заботу о зубах как некое тяжелое бремя, мы представляем это как абсолютно простую вещь, которую просто нужно сделать утром, поэтому, получается, что мы, где-то бессознательно управляем долгосрочной целью (сохранение зубов), думая лишь о легко достижимой повседневной цели (почистить зубы).
И, что главное, ведь данный подход будет работать и, если мы постараемся применять эту технику и к другим вещам, решая вопросы достижения наших долгосрочных целей. Любой большой долгосрочный проект, который для огромного количества людей кажется практически невозможным — от строительства собственного дома до достижения заметного мастерства в различных видах спорта, часто осуществляется лишь потому, что люди, которые его выполняют, просто не концентрируются на конечной цели. Они делают только то, что должны сделать сегодня. Это не значит, что игнорируется конечная цель. Просто те люди, которые работают по этой схеме привыкли разделять то, что они делают сегодня, и то, что они хотят получить через больший срок. И поэтому, для этих людей будущее представляется не причудливым желанием, а логическим завершением длинной цепочки, «сегодняшних» действий.
Именно поэтому, то, что они делают сегодня, и то, что они хотят получить в дальнейшем, для них, по сути, одно и то же.
Если мы в своих действиях сможем освоить такой подход, то долгосрочные цели не будут нас пугать. Ведь получается, что мы просто должны будем сделать небольшую часть, запланированную именно на сегодня. А завтра будет другая часть. И далее, и далее. Дни будут идти, и в конце концов дело будет сделано.
Именно в этом и состоит разница между мечтой и целью.
Для мечты существует только конечная цель, зачастую без понимания способов ее достижения. А цель должна всегда иметь возможность быть разложена на самые элементарные шаги, основное достоинство которых их достижимость.
Если, к примеру, ваша мечта стать одним из лучших гитаристов, то вам достаточно иметь гитару и воображать себя Франциском Гойей. А вот если это желание является вашей целью, то вам надо просто добавить в ваш список дел на сегодня пункт «практика игры на гитаре» и практиковаться на гитаре. Это медленно. Да. Скучно. Да. Примерно, как чистка зубов. Но, только это работает.
А теперь так, для информации, именно по этому принципу построены специальные программы для алкоголиков. При использовании этих программ пациенту говориться, что он не должны бросать пить навсегда. Он просто должен постараться не пить сегодня.
Александр Иоффе
доцент СибГАУ
comments powered by HyperComments
Александр Иоффе
- автор статьи