#говоритэксперт


Гости из будущего
Юлия Рокашева, автор статьи
11 ноября 2018
Важным достижением проекта «Стратегии управления карьерой» стало приглашение экспертов — лучших в своей сфере специалистов. Один из них Сергей Кениг. Именно «Кванториум», возглавляемый им, задает тренды в работе с талантливой молодежью, да и сам он — олицетворение успешной карьеры.
Сергей Кениг, генеральный директор Красноярского детского технопарка «Кванториум», называет себя фасилитатором, не приемлет грубость в общении с сотрудниками и ценит профессионалов любого возраста. Вопросов к нему было много, еще больше появилось после экскурсии по технопарку «Кванториум». Поразили увлеченные дети, книжный уголок и таблица Менделеева (нам бы такую в наши школьные годы!).

Юлия Рокашева
— автор статьи
— Обратили внимание на ваше объявление о работе, которое начиналось со слов: «Работа ищет человека…». Какого человека Вы ищите в свою команду?
—  В первую очередь, это человек, который сможет принять и поддержать наши ценности. Мы — часть крупного федерального проекта, и с одной стороны, должны соответствовать общим требованиям ко всей сети детских технопарков «Кванториум», с другой же — у нас, конечно, есть и свои особенности. Главная ценность — это люди. Без команды, которая у нас сформировалась, мы не смогли бы построить детский технопарк в такие сжатые сроки, оснастить его, запустить программы. Мы ведь начинали буквально с нуля, с пустого места, вчетвером, со временем появились единомышленники. Я благодарен им и ценю каждого сотрудника, поскольку без этих людей не было бы и нашего проекта. Но и требования у нас высокие. В первую очередь — полная самоотдача. Например, у меня, как у директора, нет часов приема для работников и родителей. Когда я в технопарке, в любой момент можно зайти и получить ответы на все вопросы, а по телефону — и вовсе круглосуточно. Того же я требую и от сотрудников: всегда быть на связи, оперативно решать вопросы вне зависимости от того, что происходит в личной жизни.

Нам всего полтора года, мы в начале пути, многое придумываем и разрабатываем сами. И нам нужны люди креативные, молодые по духу, которые умеют и могут разговаривать с детьми на равных. Дети у нас талантливые, необычные, активные, много «ботаников», как их называют, олимпиадников. Поэтому и наставники нам нужны такие, что смогут найти к ним подход.
— А «троечники» к вам могут попасть?
—  К нам может поступить любой ребенок. Главное — чтобы совпали его желание, выбор направления и наличие места. Например, в прошлом году «кванторианец», который в своем лицее был троечником, придумал и реализовал под руководством нашего наставника отличный проект. Когда он представил его в лицее, учителя не просто удивились — они не поверили. Каждая такая ситуация ценна.

На бюджетной основе, то есть бесплатно, мы можем обучать ежегодно 1300 ребят. Фактически же выходит гораздо больше. В прошлом году почти 1800 детей прошли обучение в нашем технопарке. Произошло это благодаря партнерству со школами, где есть инженерные классы, сотрудничеству с центрами научно-технического творчества, фестивалями, форумами. Один из значимых для меня показателей — то, что в этом году достаточно большое количество «кванторианцев» решили продолжить обучение у нас и занимаются второй год. И дело не только в том, что учиться у нас интересно, у детей есть постоянный импульс к развитию: мы активно участвуем в олимпиадах, различных конкурсах. В этом году на Международном конкурсе инженерных команд из шести наших команд две вышли в финал и в декабре будут представлять красноярский «Кванториум» в Москве.
—  Говорят 8−10% выпускников, причем лучших, уезжают из Красноярска и уже не возвращаются. Как Вы к этому относитесь?
—  Я считаю, что сегодня нормально искать себя, пробовать что-то новое, и необязательно там, где ты родился и вырос. И дело не в том, насколько комфортные условия создаются для выпускников — благодаря глобализации каждый может попробовать свои силы в любом месте планеты, и это прекрасно.
Главная ценность — это люди. Без команды, которая у нас сформировалась, мы не смогли бы построить детский технопарк в такие сжатые сроки, оснастить его, запустить программы.
— Насколько сильным, на Ваш взгляд, должно быть вмешательство родителей в выбор профессии, где та грань, за которой начинается давление?
—  Я опираюсь на собственный опыт и опыт своих родителей, которые минимально воздействовали на мои решения. Тех же принципов я придерживаюсь и в собственной семье. Ребенок должен учиться выбирать самостоятельно, пусть где-то спотыкаться, ошибаться. Родитель может «вмешаться» только собственным примером, а дальше — помогать и поддерживать.
—  Как бы Вы назвали свою сегодняшнюю профессию?
—  Я фасилитатор, посредник, помогаю развиваться.
— Это профессия будущего?
—  Если говорить о том, как будут выглядеть профессии будущего, то думаю, что да. Будущее за мультивариантными, универсальными профессиями.
— Сейчас часто можно услышать, что диплом не нужен. Есть крупные корпорации, определяющие тренды, которые не требуют диплома. Как Вы к этому относитесь?
—  Дискуссионный вопрос. Если придется выбирать между сотрудниками, примерно равными по способностям, возможностям и достижениям, я предпочту человека с дипломом. Потому что это определенный показатель того, что человек способен на протяжении пяти лет заниматься определенной деятельностью и достигать цели. При этом бывают и другие ситуации, когда работает поговорка «Иногда лучше средняя сообразительность, чем высшее образование».

Я сам после школы поступил на филологический факультет, но через год понял, что это не та деятельность, которой я хотел бы заниматься всю жизнь. Поэтому бросил университет, работал на заводе в цехе, и позже уже осознанно поступил в вуз. Теперь у меня два диплома: социальная педагогика и практическая психология.
— Каким должно быть образование человека в течение всей жизни? Как вы относитесь к онлайн образованию?
—  Базовое образование, на мой взгляд, должно быть очным. Личный контакт с преподавателем очень важен. Никакая онлайн лекция не заменит лабораторной работы. Что касается получения онлайн образования профессионалами, считаю это вполне допустимым. Мы сейчас внедряем в технопарке «Кванториум» дистанционное образование для регионов, но при этом обязательно организовываем очные сессии, где ребята могут все попробовать руками.
Наличие диплома у специалиста - это показатель того, что человек способен на протяжении пяти лет заниматься определенной деятельностью и достигать цели.
- Сергей Кениг
— Если у ребенка что-то не получается, он намерен уходить, вы стараетесь удержать?
—  Мы пытаемся. Конечно, жаль усилий, времени, ресурсов, но это нормальная ситуация, если ребенку становится неинтересно. В прошлом году было много случаев, когда родители, увидев современное здание и оборудование технопарка, записывали к нам ребенка, не считаясь с его мнением. А ему — неинтересно! И не потому, что у нас скучно, просто у него другие увлечения. Приходилось работать с родителями, доказывая, что у ребенка, возможно, другой путь.
— С каким «багажом» от вас ребенок уходит?
—  Hard-skills для нас не главное. Результатом обучения должно стать не управление квадрокоптером на профессиональном уровне или что-то подобное, а умение работать в команде, навыки коммуникации, возможно, лидерские качества, проектная работа, то есть soft-skills. Наши дети вовлекаются в проектную деятельность, реализуют проект, изобретение, усовершенствование, проходя все этапы, от идеи до реализации.
— Какие бы три вещи вы показали в своем технопарке, как объяснили бы гостю в трех словах, что такое «Кванториум»?
—  Сводил бы в Hi-Tech цех, сердце нашего технопарка, где дети из всех «квантумов» воплощают свои проекты в реальность. Показал бы интерактивную таблицу Менделеева, созданную наставниками технопарка. И обязательно показал бы, как происходит учебный процесс, как занимаются дети. Это не типичное сидение за партами.
—  Жаль, что взрослые не могут окунуться в атмосферу технопарка…
—  Почему не могут? Для взрослых мы предлагаем формат вечерних лекций, которые читают ученые, в том числе и из гуманитарных сфер, иногда у нас бывают и зарубежные лекторы, творческие люди — художники, дизайнеры, литераторы. Мы придумываем разные форматы, участвуем в фестивалях науки, делаем площадки для всех желающих, в технопарке еженедельно происходит много разноплановых событий, подписчики наших страниц в соцсетях об этом знают.
— Дайте совет себе 20-летнему, только начинающему свой путь
—  Не тормозить. Мы живем в быстро меняющемся мире. Стоит расслабиться, и ты уже не в первых рядах.
1
Детский технопарк «Кванториум» – это уникальная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащенная высокотехнологичным оборудованием. Отличительной особенностью является не только обучение детей инженерному образованию, но и проектной деятельности, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), 4К-компетенциям (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление) и решение реальных производственных задач в сопровождении опытных наставников, в том числе представителей научной школы, промышленности и бизнеса.
2
Фасилита́тор (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию
Наш проект «Стратегии управления карьерой» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Юлия Рокашева
- автор статьи