Новые «образовательные экосистемы»
для цифрового будущего


Назревающие изменения в экономике в связи с ее цифровизацией и сменой технологического уклада все сильнее указывают нам на несовершенства существующей системы подготовки кадров и отсутствие партнерских отношений среди заинтересованных сторон.
#ГОВОРИТЭКСПЕРТ
Образовательные экосистемы
Навыки будущего широко обсуждаются и пересматриваются, при этом, вопрос, связанный с формированием необходимой среды для их формирования с каждым днем становится все более актуальным.
Каждый прогрессивный работодатель, обладающий развитым контекстным интеллектом, понимает, что без активного осуществления предупреждающий действий уже сегодня, столкнется с не имеющим аналогов в прошлом кадровым голодом завтра.
Сегодня мы должны научить молодых людей жизни в обществе, которого еще нет, и научить их быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.

И проблемы, которые нам предстоит решать уже не ограничиваются определением нового набора компетенций. Экономическая и социальная трансформация требует, чтобы мы пересмотрели всю логику существующей образовательной модели (школа-ВУЗ-работодатели-родители-ученики-общество).
1
Мы не можем научить людей креативности, предоставляя им стандартные задачи;
2
Мы не можем научить людей сотрудничеству и совместной работе, обращаясь к каждому из них индивидуально и ставя в условия конкуренции друг с другом;
3
Мы не можем научить людей эмпатии и эмоциональному интеллекту, избавляясь от эмоций в образовательном процессе;
4
Мы не можем научить людей развивать медиаграмотность и информационную гигиену, не допуская использования информационных технологий в школьных классах;
5
Мы не можем научить людей жить в балансе с биосферой, если лишаем их контакта с природой или постоянно называем природу «ресурсом»;
6
Мы не можем научить людей осознанности, если сами учителя далеко не всегда осознанны.
На сегодняшний день образование столкнулось с ситуацией, когда в ряде сфер навыки устаревают быстрее, чем заканчивается нормативный срок обучения, именно поэтому нужен новый подход к их формированию и создание благоприятной деловой среды для их развития, основанной на взаимодействии всех заинтересованных сторон.
Поскольку быстро изменить систему образования невозможно необходимо создать условия для передачи части функций по формированию навыков будущего работодателям и общественным организациям.
Необходимо создать «образовательные экосистемы» для своевременной общественной трансформации и осознанного формирования навыков будущего с целью устранения кадрового голода в перспективе.
Школы, колледжи и университеты имеют хороших потенциал для того, чтобы стать новыми образовательными хабами, вокруг которых выстроится экосистема
У них уже есть специализированные пространства, подходящие для широкого набора индивидуальных и коллективных образовательных активностей
Они уже являются местом встречи различных сообществ и групп, и обладают богатством знаний и навыков
Они общественно признаны как места, в которых могут проходить различные типы образовательных и социальных экспериментов
Однако, для того, чтобы стать такими хабами, школам и университетам необходимо сделать шаг в сторону от привычной модели
Стать открытыми для учеников вне привычных рамок - к людям разного возраста, желающим заниматься различными типами непрерывного образования;
Стать достаточно гибкими, чтобы предоставлять образовательный опыт различной длительности (от краткого, в несколько часов и даже минут, до длящихся годов), различной интенсивности (от высокой – как в ролевых и деловых играх, до низкой – как в созерцательных медитациях);
Предоставить возможности множеству независимых поставщиков, которые могут обеспечить разнообразие образовательного опыта и которые помогут создавать более сложные и адекватные требованиям времени образовательные продукты через обмен и сотрудничество – таким поставщикам могут стать заинтересованные работодатели, принимающие непосредственное участие в образовательных программах (через систему стажировок и предоставление реальных кейсов) и общественные организации, ведущие просветительскую деятельность, устанавливающие открытый диалог со всеми заинтересованными сторонами (родителями, учениками, обществом) и создающие практические условия для отработки навыков будущего на практике (через привлечение к организации общественно значимых проектов).
Помимо школ и университетов, которые постепенно эволюционируют до «центральных узлов», помогающих в построении индивидуальных траекторий профессионального развития и предлагающих среду для коллективного обучения, можно выделить три сферы, которые должны стать неотъемлемыми элементами образовательной экосистемы:
1
Глобальные (онлайн) образовательные платформы, которые станут основными поставщиками знания и контента и позволят сместить акценты в работе учителей с передачи знаний на другие цели (например, кросс-дисциплинарные и метанавыки, развитие эмоциональной сферы);
2
Городские образовательные форматы (общественные организации, центры дополнительного образования, кафе, выставки и другие «третьи места»). Формальные образовательные учреждения не способны обеспечить необходимую гибкость образовательных форматов, а значит будут появляться различные институты дополнительного образования, в том числе ориентированные на развитие творческих способностей и инженерных навыков, эмоционально интеллекта и системного мышления (что мы наблюдаем уже сегодня на примере кружков робототехники). Местные сообщества уже сегодня начинают самоорганизовываться и использовать кафе и другие «третьи места», чтобы получать и распространять навыки и знания (книжные магазины, выставочно-деловые центры, science -кафе);
3
Сообщества практики – сообщества работодателей или отдельных групп людей, объединенных общим интересом и поддерживающих друг друга в совершенствовании и передаче навыков в сфере своих интересов. Именно в таких сообществах и должны формироваться и актуализироваться контекстные/ узкоспециализированные навыки, обеспечивая «ситуативное обучение». Рынки образовательных услуг должны соединить спрос на практико-ориентированное образование и приобретение новых навыков с потоком практической деятельности внутри сообществ практики (новый тип взаимодействия школа-университет-работодатель). При общедоступности теоретической информации будет возрастать роль менторов (наставников), которые курируют учеников в реальных проектах. Такими менторами должны стать представители работодателей, создающих н абазе своих предприятий центры Ситуативного обучения.
Следует признать, что изменения, происходящие в рамках цифровизации экономики остановить невозможно. А как говорил «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, «Не можешь остановить – возглавь!». И каждому из нас сейчас предоставляется возможность для открытого диалога и обсуждения подходов к взаимодействию нового типа для создания благоприятного климата в целях минимизации угроз возникновения кадрового голода в ближайшем будущем.
comments powered by HyperComments
Елизавета Пистер
- руководитель направления надпрофессиональных навыков и метакомпетенций