#говоритэксперт
Мария Райдер
Успешная карьера — это гармоничная жизнь
Марию знают, ей доверяют, у нее учатся. Я спросила, как ее правильно представить, она ответила просто: «Мария Райдер, эксперт типографии «Печатный двор», маркетолог и просто веселый человек». И мне еще больше захотелось поговорить с ней о бизнесе и людях.

Юлия Рокашева
— автор статьи
— Мария, вы известный и уважаемый специалист по маркетингу. В отличие от многих консультантов и коучей, вам есть что предъявить миру – успешные проекты, например, «Печатный двор», известны красноярцам. Как стать экспертом в своей области?
— Все и просто, и сложно одновременно. Инвестировать десять тысяч часов своего времени (это приблизительно три часа в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет, или шесть часов в день на протяжении пяти), чтобы осознанно погрузиться в выбранную тему, учиться у лучших и жить тем, чем занимаешься. Пересмотреть свое окружение и понять, кого занесло в вашу жизнь случайно – по территориальному или родственному принципу, а кто действительно формирует ваш рост, ваше мировоззрение, у кого стоит учиться и перенимать образы поведения. Не стесняться спрашивать, искать учителей, приставать к людям, которые вам интересны, и просить о наставничестве. Постоянно быть в среде – среди экспертов, на тематических семинарах, в образовательных программах, читать книги, писать свои материалы и никогда не останавливаться. Я несколько лет читала книги Игоря Манна, признанного специалиста № 1 по маркетингу в России, а потом набралась смелости и попросилась в команду рецензентов его новой книги, написала развернутый анализ рукописи, получила предложение написать приложение к книге (книга «Возвращенцы», изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год), разработала и издала три настольных маркетинговых игры, два года вела книжный клуб и сейчас продолжаю представлять издательство в Красноярске на книжных ярмарках и крупных бизнес-мероприятиях. Обучение у Игоря не в рамках официальных семинаров и тренингов, а неформальное, в режиме реальной работы – это лучшая школа.
Мне кажется, надо все время проверять себя. Оттачивать что-то до максимально приемлемого уровня и спустя какое-то время возвращаться обратно, тестировать и изменять. Приведу пример: десять лет назад мы разработали макет продающей визитки, которым пользовались довольно долго, просто допечатывая тираж. И, в очередной раз отправляя в производство визитку, задались вопросом: а что можно изменить? Обнаружили в качестве канала связи указание факса, посмеялись, удалили и внесли Viber и WhatsApp. Обучение и переосмысление того, что ты делаешь, должно проходить постоянно – это и рост, и закрепление позиции эксперта в меняющемся мире.

— Вы руководитель, и ваша команда славится профессионализмом. Готовы ли вы брать людей без опыта? Если готовы обучать, то чему? Приветствуете ли вы узкую специализацию или кросс-функциональность?
— Компания «Печатный двор» – это типография, где можно не только отпечатать горящий заказ с готовых файлов, но и заказать разработку макета у дизайнеров с учетом маркетингового подхода. Не всем это нужно, многие просто хотят воплотить в бумаге свою собственную идею и не особо заботятся об эффективности и выполнении целевого действия рекламного носителя. И это нормально. Мы называем такие заказы «Бизнес от сердца». Часто руководитель (и даже собственник) говорит: «Я так хочу», что подразумевает: «Я согласен терять деньги и не использовать все возможности в обмен на то, что все будет сделано так, как я хочу, а не как эффективнее, это мой бизнес, и я хочу его строить на основании собственного желания, даже в ущерб прибыли». Для печати таких заказов у нас есть дизайнер без художественного образования, просто специалист допечатанной подготовки и печати, который не правит макеты и не создает их. Для работы именно по созданию и воплощению идей у нас есть дизайнеры с профильным образованием. Да, мы готовы брать людей без опыта на многие позиции. За двенадцать лет существования компании у нас из уборщиц получалось вырастить менеджеров по продажам, а из девушки, пришедшей на вакансию резчицы, – ведущего дизайнера. Главное, чтобы человек сам хотел расти и ему было интересно.

Я не верю в кросс-функциональность. Хотя сама в свое время работала и программистом, и специалистом по настройке локальных сетей, редактором, корректором, дизайнером, верстальщиком, журналистом, писала «в одного» материалы для еженедельной газеты и многое другое. Уверена, что все эти задачи я выполняла лучше всех в компании. Но требовать от человека в рабочем потоке совмещать функционал и дизайнера, и резчика, и сборщика, и отделочника, и переплетчика я не считаю правильным. Знать все операции – да, практически уметь выполнять их – да, но делать это каждый день самому непродуктивно.

«И все равно ничего не хочу изменить – это все моя жизнь, и жизнь очень интересная»
- Мария Райдер
— Какие надпрофессиональные компетенции должны быть у вашего коллеги: командность, лидерство, критическое мышление?
— Нам повезло, у нас такая атмосфера, что «чужие» и «случайные» люди к нам не приходят. Мы чувствуем «своих», и они приходят к нам с радостью. Без творческого мышления в нашей компании работать невозможно, без четкого хронометража и навыков управления временем – тоже, типография – это командная работа, заказы разрабатываются и исполняются в связке дизайнер – печатник – постпечатник (резка, сборка, отделка), часто бывают моменты, когда что-то заканчивается, одна коллекция бумаги сменяется поставщиком на другую – тут помогает способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Появляются новые технологии, обновляются версии программного обеспечения – важна способность к личностному развитию.
— Какие личные качества должны быть у ваших сотрудников обязательно? За что вы можете уволить человека?
— Прежде всего, не конфликтность, вежливость и открытость к проблемам другого человека – без этого никуда и в жизни, и на рабочем месте. Я нечасто увольняю людей, у нас скорее уходят в декрет или уезжают в другие города, чем уходят в другую компанию. Меня раздражает непунктуальность и нежелание помочь и взять на себя ответственность. Я считаю, что если человек пять раз совершил одну и ту же ошибку – например, опоздал на работу один раз, после беседы и разбора ситуации взял и опоздал еще четыре раза, – это не наш человек. Бывает, что работники не подходят по темпераменту – оперативная полиграфия накладывает свой отпечаток: срок прохождения заказа – от нескольких минут до суток. Тут не особо есть время помечтать и поразмышлять о смысле жизни – клиент ждет. А уволить могу за воровство, вранье и нежелание подчиняться корпоративным правилам.
— Как вы относитесь к идее непрерывного образования в течение всей жизни? Где и у кого вы учитесь?
— Стремительная жизнь и постоянно происходящие открытия в науке и нововведения в производстве делают непрерывность образования способом выживания и единственным ответом на этот вызов. Вообще, впервые понятие «непрерывное образование» появилось в СССР еще в 1986 году, а в 1992 году был принят Закон РФ «Об образовании», в котором упоминалось о «непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». Я никогда не была фанаткой высшего образования и у меня никогда не спрашивали диплом об образовании при приеме на работу, что не помешало мне окончить факультет социологии и социальной работы, отучиться на филологическом факультете, получить степень MBA и прослушать лекции по коучингу в Эриксоновском университете. Но все эти образовательные процессы были ответом на мои потребности в знаниях и навыках. Раз в два года я задаю себе вопрос: а не пора ли обновить знания и где-то еще поучиться (это не считая постоянных тренингов и семинаров)? Я предпочитаю следить за мероприятиями нашего клиента по полиграфии – Тренингового центра Натальи Дьячук (www.kadrek.ru), которые выполняют за меня часть работы по поиску полезных образовательных программ и привозят лучших российских тренеров прямо ко мне в Красноярск. Так, в этом году я прошла обучение по интернет-маркетингу у Сергея Спивака, по командообразованию у Владимира Мариновича, по малобюджетному маркетингу у Игоря Манна и оперативной психодиагностике личности у Евгения Спирицы. И, конечно, я учусь по книгам. Стараюсь отслеживать новинки издательств «МИФ», «Альпина» и «Эксмо» по бизнес-тематике. Приложения litres и bookmate очень помогают в этом.
— Дайте совет себе двадцатилетней по поводу карьеры. Что посоветуете? От чего убережете?
— Я люблю вечером перед сном посмотреть фантастические сериалы. Такие, в которых шаг в прошлом меняет будущее или в которых и прошлое, и будущее, и настоящее существуют единовременно. И я полностью довольна своей жизнью, ничего не хотела бы менять в прошлом. Все ошибки, что были совершены, сформировали мое настоящее. С первым моим мужем в голодные 90-е мы ходили «описывать щитки» – зимой, несмотря на мороз, выходили по заданию одной из компаний города на улицы Красноярска и зарисовывали расположение рекламных конструкций и фиксировали рекламодателей. И это тоже был опыт. Работать я начала рано, официально трудоустроена с 14 лет, хотя и до этого возраста работала помощником библиотекаря, уборщицей, мыла подъезды. И все равно ничего не хочу изменить – это все моя жизнь, и жизнь очень интересная.
— Все пугают поколением Z на рынке. Что думаете по этому поводу?
— «Нам выпала великая честь жить в перемену времен» – строчка из песни Бориса Гребенщикова, которая, как мне кажется, может стать отражением любого временного отрезка. Раньше пугали хиппи, панками, рокерами, теперь поколением Z. Поколение, рожденное после появления интернета и не представляющее себе жизнь без него, как мы не представляем себе жизнь без электричества. То, что для нас было воплощением «технологий будущего», для них - обыденное настоящее. Осознание конечности ресурсов, а также желание взять на себя ответственность за окружающий мир, следование идеям мобильности, минимализма и самоуважения – что же в этом плохого? Поколение, выращенное вне страха, насилия, с неограниченными возможностями. Все к лучшему! И до чего же с ними интересно!
Наш проект «Стратегии управления карьерой» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
comments powered by HyperComments
Юлия Рокашева
- автор статьи